Комплект рельсов с чугунно-рельсовой дороги

Технические характеристики

Год/период производства
1806-1809
Производитель/завод
Томский железоделательный завод
Страна
Российская империя
Город
Томск
Персоналии
Петр Фролов
Размер
1360 х 76 х 100
Вес
32 кг
Номер сертификата ПНиТ
899
Место размещения экспоната
Алтайский государственный краеведческий музей

Во второй половине XVIII Змеиногорский рудник на Алтае был крупнейшим месторождением серебра в Российской империи. Перевозить руду на лошадях было долго, а значит невыгодно для сереброплавильного завода. Чтобы эту проблему решить, инженер Петр Фролов решил проложить чугунную дорогу на конной тяге, которой еще не существовало в России. В течение трех лет с 1806 года шло строительство. 

Первая чугунная дорога на 1883 метра была запущена в 1809 году. Вагонетки вмещали до 170 пудов руды. Три повозки, сцепленные железными кольцами, лошади тянули по рельсам.

Из-за дороговизны чугунного производства и нехватки сырья на Змеевском заводе, значительная часть рельсов изготавливалась на Томском заводе из доменного чугуна. На протяжении всей дороги использовано 2026 рельсов высотой 76 мм, 754 штуки – высотой 63 мм. 

Сейчас в Змеиногорске чугунно сохранился настил чугунной дороги, построенной Петром Фроловым. Рельсы и колеса вагонеток были обнаружены в середине ХХ века и переданы в Алтайский государственный краеведческий музей.

Где хранится: Алтайский государственный краеведческий музей


Ещё на эту тему: Поезд отходит с третьего пути