Модель паровой машины Ползунова
Технические характеристики
Год/период производства | 1949 |
Производитель/завод | Барнаульский котельный завод |
Страна | СССР |
Город | Барнаул, Алтайский край |
Персоналии | Бригада молодых рабочих-комсомольцев под руководством инженера В.С.Калиненко |
Размер | 158 × 64 × 117 мм |
Вес | 60 кг |
Номер сертификата ПНиТ | 644 |
Место размещения экспоната | Алтайский государственный краеведческий музей |
Модель, выставленная в Алтайском краеведческом музее, показывает паросиловую заводствую установку внутри деревянного здания с окнами. Электромеханическая часть модели находится в рабочем состоянии, поршни, передаточный механизм и воздуходувные меха двигаются для демонстрации работы машины.
В 1949 году в честь 185-летия с начала строительства Иваном Ползуновым парового двигателя в Барнауле изготовили модель его механизма. Оригинал пароатмосферной машины не сохранился, но остались документы, по которым на Барнаульском котельном заводе по заказу Алтайского краеведческого музея создали миниатюру устройства Ползунова.
Модель в масштабе 1:15 делали более 30 человек: инженеры, техники, модельщики, токари и слесари. За основу были взяты архивные материалы и чертежи, опубликованные в 1940 году в книге Виктора Данилевского «И. И. Ползунов. Труды и жизнь первого русского теплотехника».
Данилевский, изучив работы горного инженера Тонкова, документы самого Ползунова и архивы XVIII века, выяснил, что проектов машины было два. В марте 1764 года Иван Ползунов подписал донесение «О необходимых для постройки машины людях и материалах». Этот документ свидетельствует о создании второго проекта «огнедействующей машины».
Первый проект был опытной установкой, представляющей общий принцип работы: пар из котла давит на поршень или лопатки паровой турбины, которые заставляют двигаться остальные части механизма.
Устройство, по замыслу Ползунова, состояло из пяти частей: котельной установки, пароатмосферной машины, водяной коммуникации, передаточного механизма и воздуходувной установки. Во втором проекте инженер усовершенствовал свое изобретение. Он ввел два цилиндра, которые позволили получать непрерывное рабочее усилие, увеличил мощность машины до 40 лошадиных сил и, кроме того, разработал первый в мире прибор для автоматического питания котла, который также встроил в машину.
Где хранится: Алтайский государственный краеведческий музей
Ещё на эту тему: Что движет Иваном Ползуновым