Самолет БЕ-12 «Чайка»
Технические характеристики
| Год/период производства | 1987 |
| Производитель/завод | ОКБ имени Г. М. Бериева |
| Страна | СССР |
| Город | Таганрог |
| Персоналии | Г. М. Бериев |
| Размер | 30,1 × 30,2 × 7,4 м |
| Вес | 24 т |
| Номер сертификата ПНиТ | 1281 |
| Место размещения экспоната | Музей Мирового океана |
Бе-12 — это первый отечественный самолет-амфибия, оснащенный турбовинтовыми двигателями.
Противолодочный самолет-амфибия Бе-12 был создан конструкторским коллективом под руководством советского инженера Г. М. Бериева. Машина предназначалась для замены летающей лодки Бе-6. В октябре 1960 г. новый самолет совершил свой первый полет.
Бе-12 представляет собой моноплан с двухлонжеронным крылом типа «Чайка». Дальность полета — 4200 километров, максимальная скорость — 610 км/ч. Экипаж может состоять из четырех человек: командир корабля, его помощник, штурман и воздушный радист.
В кабине штурмана расположено морское оборудование, которое включает бортовую лебедку, якорь адмиралтейского типа весом 19 килограммов с расчетной держащей силой 250–300 килограммов.
Конструкция самолета цельнометаллическая, основной материал — дюраль. Лодка двухреданная. Задний редан заостренный, с водяным рулем. Редан — нечто вроде ступеньки на днище, которая служит для сокращения площади смоченной поверхности и, соответственно, уменьшения сопротивления.
Для обеспечения жизнеспособности воздушного судна при неработающих основных двигателях на Бе-12 установлены вспомогательные ГТД АИ-8.>
Для поиска подводных лодок самолет имел размещенную в носовом обтекателе радиолокационную станцию, а в хвостовой штанге — датчик магнитных аномалий. На машине предусмотрена установка разведывательного оборудования, в частности аэрофотоаппаратов.
Боевая нагрузка самолета составляла 4–5 тонн на четырех узлах подвески и в отсеке оружия: противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы, осветительные бомбы, маркеры.
Бе-12 до сих пор используется морской авиацией на Черноморском флоте России. С 1992 г. планировалось начать замену Бе-12 на значительно более современный самолет А-40 аналогичного типа, но проект заморожен из-за проблем с финансированием.
В настоящее время как военный Бе-12 считается устаревшим.
* Политехнический музей не несёт ответственности за достоверность информации об экспонате