Музыкальный автоматон «Пара на скамье»

Технические характеристики

Год/период производства
1900
Страна
Франция
Город
Париж
Персоналии
Густав Виши (Gustave Vichy)
Размер
760 × 780 × 470 мм
Номер сертификата ПНиТ
1413
Место размещения экспоната
Музей «Собрание»

Скамья, на которой сидят седовласые добродушные дама и джентльмен, скрывает в себе всю машинерию. В скамье разместились управляющий механизм и музыкальный механизм со звуковой гребёнкой, программным валиком на одну мелодию и пружинным приводом. Ключ для завода и рычажкок для включения и выключения механизмов почти не заметны за пышной юбкой дамы.

При включении механизма звучит музыка, пара выполняет сложные естественные движения: во время «беседы» головы поворачиваются, наклоняются и поднимаются, двигаются глаза, брови и губы, у дамы поворачиваются кисти рук со спицами, у джентльмена поднимаются и опускаются руки с газетой.

Мастер Густав Виши (Gustave Vichy), создавший эту умиротворяющую сценку, владел фабрикой музыкальных автоматов. Пытаясь найти свой путь, Виши постоянно совершенствовал звуковые конструкции автоматов и механику. Кроме того, большое внимание он стал уделять костюмам. 

На седых волосах дамы — фетровая шляпа с цветком и перьями. Дама одета в чёрную юбку с шифоновой оборкой и белую блузку с вышивкой. На шее у неё бусы из искусственного жемчуга и вязаный меховой шарф; на ногах — кожаные туфли. На левой руке — украшенная бисером сумочка из парчи. Все детали костюма джентльмена тоже тщательно проработаны: брюки с лампасами, сорочка с галстуком-бабочкой, жилет с цепочкой от часов, шарф с бахромой

Все костюмы шились непосредственно в мастерской Виши. Он первым из фабрикантов, выпускавших автоматы и механические куклы, организовал весь производственный процесс в одном месте. В 1880 году его фирма получила золотую медаль на Всемирной ярмарке в Мельбурне.

К работе на фабрике постепенно подключились дети Виши. Сын Генри переименовал фирму в G & H, тогда же было выпущено несколько самых знаменитых автоматов: «Пьеро на Луне» и «Луна конца века». Генри первым среди производителей автоматонов применил устройство фонографа в своих изделиях. Одна из самых известных его моделей — французский солдат-трубач. После смерти Виши-старшего в 1904 году семья продала дело, и фабрика вскоре обанкротилась.

Где хранится: Музей «Собрание» — частная коллекция Давида и Михаила Якобашвили


Ещё на эту тему: Утиная история: почему механические роботы эпохи Просвещения не смогли завоевать Россию и мир