Механический музыкальный автомат «Зульма — заклинательница змей»
Технические характеристики
Производитель/завод | 1901–1917 |
Страна | Франция |
Город | Париж |
Персоналии | Гастон Декамп (Gaston Decamps) |
Размер | Высота — 920 мм |
Вес | 4,7 кг |
Номер сертификата ПНиТ | 1292 |
Место размещения экспоната | Музей «Собрание» |
На рубеже XIX и XX веков в Европе были популярны выставки экзотических животных и шоу с заклинателями змей. Это первый в истории фирмы автоматон, сочленения и механизмы которого скрыты под драгоценностями. Известно около десятка копий этой анимированной скульптуры.
Основанная в 1865 году мастерская Roullet & Decamps просуществовала вплоть до 1995 года и почти всё это время специализировалась на производстве движущихся кукол и автоматонов. «Заклинательница змей» — оригинальная работа Гастона Декампа, сына основателя мастерской. Гастон получил художественное образование, и прежде чем поступить в семейную фирму, учился созданию скульптур животных.
Фигура темнокожей девушки на деревянной подставке, окрашенной белой эмалью. На верхней стороне подставки, покрытой бархатным ковриком, — металлическая пластинка с прорезью для монеты; на задней стороне — отверстие для заводной ручки и кнопка пуска-остановки механизма. На дне — выдвижной ящичек для монет. Внутри подставки смонтирован музыкальный механизм со звуковой гребёнкой и валиком на четыре мелодии.
В правой руке девушка держит позолоченную дудочку, левой рукой — длинную свисающую змею. При опускании монеты включаются механизмы автоматона и музыкального автомата. Фигура девушки приходит в движение: правая рука подносит дудочку ко рту, голова наклоняется вправо и влево, веки опускаются и поднимаются. Змея поводит головой из стороны в сторону. Музыкальный механизм исполняет одну из четырёх мелодий.
Возможно, прообразом автоматона стала бронзовая статуэтка «Заклинательница змей» немецкого скульптора Йозефа Винда (Josef Wind, 1864–1898). Известны также авторские варианты скульптуры, исполненные в алебастре.
Где хранится: Музей «Собрание» — частная коллекция Давида и Михаила Якобашвили
Ещё на эту тему: Утиная история: почему механические роботы эпохи Просвещения не смогли завоевать Россию и мир