Самолёт ТБ-1 (АНТ-4)
Технические характеристики
Год/период производства | 1925 |
Производитель/завод | Центральный аэрогидродинамический институ |
Страна | СССР |
Город | Москва |
Персоналии | Андрей Туполев |
Размер | Длина — 18,012 м размах крыла — 28,7 м высота — 6,09 м |
Номер сертификата ПНиТ | 19 |
Место размещения экспоната | Головной отраслевой музей истории гражданской авиации России |
В 1920-х годах перед советскими учеными и конструкторами была поставлена задача создать тяжелые самолеты-бомбардировщики. Выполнить задачу поручили Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Конструкторский коллектив Андрея Туполева совершил почти невероятное - самолёт был разработан всего за 9 месяцев.
По компоновке и линиям фюзеляжа самолет ТБ-1 - такое обозначение изначально имел АНТ-4 - явно опережал свое время. Это первый в мире цельнометаллический двухмоторный моноплан-бомбардировщик. Конструкция его была столь удачна, что стала прототипом всех последующих многомоторных бомбардировщиков подобной схемы.
Первый полет состоялся 25 ноября 1925 года. Серийный выпуск начался в 1929 году. В тот же год на одной из машин, названной «Страна Советов», был выполнен перелет по маршруту Москва — Омск — Хабаровск — Петропавловск-Камчатский — остров Атту — Сиэтл — Сан-Франциско — Нью-Йорк. А в марте 1934 года на самолете этой модели летчик Ляпидевский вывез с арктической льдины первую группу челюскинцев. Все 212 выпущенных ТБ-1 передавались в войска. На вооружении они стояли до 1936 года, а после их передавали в Аэрофлот, где они они служили до победного 1945-го.
Самолет, хранящийся в музее, имеет драматическую историю. 12 января 1944 года во время перелета из Туруханска в Игарку самолет с 11 пассажирами попал в низкую облачность и отклонился от курса. Определить свое местоположение экипажу не удалось, к тому же началось обледенение самолета, поэтому командир был вынужден посадить самолет на лед замерзшего озера. Приземлились удачно, но уже в самом конце пробега машина врезалась в крутой берег. В результате носовая часть кабины разбилась, подломились стойки лыж, вышла из строя радиостанция. К счастью, экипаж и пассажиры не пострадали, но при таких серьезных повреждениях взлететь уже не мог, а отсутствие связи не позволило сообщить о случившемся. Пропавший самолет начали искать через два дня и сутки спустя нашли, все люди были спасены.
Через 39 лет, в августе 1983 года, разбитый АНТ-4 подняли в воздух на внешней подвеске вертолета Ми-6 и доставили в Игарку. В Игарке его перегрузили в транспортный Ил-76 и спецрейсом отправили в Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации. Там его летом восстановили, используя двигатели и кабину с другого найденного АНТ-4, и отправили на барже в Ульяновск в музей истории гражданской авиации.
При создании материала использовали статью из сборника «Памятники науки и техники в музеях России. Выпуск 1» и справочные материалы музея.
* Политехнический музей не несёт ответственности за описание экспоната