Астрономические часы с музыкальным и театральным механизмом
Технические характеристики
Год/период производства | 1775 |
Производитель/завод | Егор Кузнецов-Жёпинский |
Страна | Российская империя |
Город | Нижний Тагил |
Персоналии | Егор Кузнецов-Жёпинский |
Размер | Рабочая часть без гирь и подставки — 62 × 45 × 30 см. Высота с гирями и маятником — 1073 см. |
Номер сертификата ПНиТ | 1474 |
Место размещения экспоната | Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" (филиал "Дом Черепановых") |
Единственные в мире часы с подобным функционалом
Егор Кузнецов-Жёпинский родился в семье кузнеца-старообрядца и всю жизнь был крепостным рода Демидовых. Подростком он вместе с отцом и братьями трудился в небольшой кузнице, затем, освоив слесарное мастерство, стал обучать подмастерьев на фабрике и одновременно выполнял заказы железоделательного завода.
Кузнецов был талантливым механиком и всю жизнь хотел избавиться от крепостной зависимости. Он постоянно мастерил механизмы, надеясь, что впечатлит Демидовых и ему дадут вольную. Заводчиков, однако, изобретения не впечатляли, несмотря на то, что они были уникальными и при этом весьма полезными.
Например, в 1764 году Кузнецов-Жёпинский сконструировал водоотливную и рудоподъемную машину для шахт медного рудника, усовершенствовал мехи для доменных печей. Первым в России мастер попытался механизировать чрезвычайно трудоемкую операцию по получению листового железа.
Одним из самых интересных изобретений Кузнецова-Жёпинского стали астрономические часы на маятниковом ходу. Он мастерил их 20 лет, с 1755 по 1775 год.
Часы представляют собой набор сложных механизмов. Они могли показывать не только время, но и год, месяц, фазы Луны и названия каждого дня по святцам. Также в них была театральная часть, изображавшая фабрику с горном, мехами, двигающимся молотом и мастером-кузнецом. Каждый час игрушечный кузнец брал крицу (ком размягченного железа) и ударял по ней молотком. Количество ударов означало количество часов. Кроме того, механизм отбивал четверть и половину часа.
В устройстве было шесть разных мелодий, их воспроизводил музыкальный вал со штифтами и колокольчиками разного диаметра.
Маятник был термокомпенсационный, то есть состоял из латунного стержня и двух боковых стальных стержней. Разные металлы расширяются при разной температуре, и это помогает компенсировать неточности хода, возникающие из-за перепада температур.
Металлический циферблат и торцевые модели покрыты лаковой росписью, выполненной по технологии изготовления нижнетагильских подносов второй половины XVIII века: букеты цветов, птицы и изображения циферблатов на красно-бордовом фоне. Предположительно, роспись сделал художник из известной в то время на Нижнетагильских заводах семьи Дубасниковых.
В 1801 году, в день коронации Александра I, в Москве Егор Григорьевич подарил свои часы вдовствующей матери императора Марии Фёдоровне. В благодарность по высочайшей воле в 1804 году он и его семья получили свободу, а через год мастер умер.
Где хранится: Историко-технический музей «Дом Черепановых» (филиал музея «Горнозаводской Урал»)
Ещё на эту тему: Как кузнец Егор ковал свою свободу