Астрономические часы с музыкальным и театральным механизмом

Технические характеристики

Год/период производства
1775
Производитель/завод
Егор Кузнецов-Жёпинский
Страна
Российская империя
Город
Нижний Тагил
Персоналии
Егор Кузнецов-Жёпинский
Размер
Рабочая часть без гирь и подставки — 62 × 45 × 30 см. Высота с гирями и маятником — 1073 см.
Номер сертификата ПНиТ
1474
Место размещения экспоната
Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" (филиал "Дом Черепановых")

Единственные в мире часы с подобным функционалом 

Егор Кузнецов-Жёпинский родился в семье кузнеца-старообрядца и всю жизнь был крепостным рода Демидовых. Подростком он вместе с отцом и братьями трудился в небольшой кузнице, затем, освоив слесарное мастерство, стал обучать подмастерьев на фабрике и одновременно выполнял заказы железоделательного завода.

Кузнецов был талантливым механиком и всю жизнь хотел избавиться от крепостной зависимости. Он постоянно мастерил механизмы, надеясь, что впечатлит Демидовых и ему дадут вольную. Заводчиков, однако, изобретения не впечатляли, несмотря на то, что они были уникальными и при этом весьма полезными.

Например, в 1764 году Кузнецов-Жёпинский сконструировал водоотливную и рудоподъемную машину для шахт медного рудника, усовершенствовал мехи для доменных печей. Первым в России мастер попытался механизировать чрезвычайно трудоемкую операцию по получению листового железа.

Одним из самых интересных изобретений Кузнецова-Жёпинского стали астрономические часы на маятниковом ходу. Он мастерил их 20 лет, с 1755 по 1775 год.

Часы представляют собой набор сложных механизмов. Они могли показывать не только время, но и год, месяц, фазы Луны и названия каждого дня по святцам. Также в них была театральная часть, изображавшая фабрику с горном, мехами, двигающимся молотом и мастером-кузнецом. Каждый час игрушечный кузнец брал крицу (ком размягченного железа) и ударял по ней молотком. Количество ударов означало количество часов. Кроме того, механизм отбивал четверть и половину часа.

В устройстве было шесть разных мелодий, их воспроизводил музыкальный вал со штифтами и колокольчиками разного диаметра.

Маятник был термокомпенсационный, то есть состоял из латунного стержня и двух боковых стальных стержней. Разные металлы расширяются при разной температуре, и это помогает компенсировать неточности хода, возникающие из-за перепада температур.

Металлический циферблат и торцевые модели покрыты лаковой росписью, выполненной по технологии изготовления нижнетагильских подносов второй половины XVIII века: букеты цветов, птицы и изображения циферблатов на красно-бордовом фоне. Предположительно, роспись сделал художник из известной в то время на Нижнетагильских заводах семьи Дубасниковых.

В 1801 году, в день коронации Александра I, в Москве Егор Григорьевич подарил свои часы вдовствующей матери императора Марии Фёдоровне. В благодарность по высочайшей воле в 1804 году он и его семья получили свободу, а через год мастер умер.

Где хранится: Историко-технический музей «Дом Черепановых» (филиал музея «Горнозаводской Урал»)


Ещё на эту тему: Как кузнец Егор ковал свою свободу